Как написать бизнес план салона красоты
06.10.2021
Как составить бизнес-план салона красоты: какие пункты в него включить и какой информацией наполнить? Нужно ли вообще тратить время на эту задачу перед открытием собственного бизнеса? Сегодня в блоге Appointer подробно отвечаем на важные вопросы данной темы.
Содержание
- Актуальность бьюти бизнеса и важность стратегии
- Что такое бизнес-план
- Какие функции выполняет бизнес-планирование
- Наполнение бизнес-плана
- Цели вашего бизнеса
- Какие услуги будете предоставлять
- Регистрация бизнеса
- Анализ рынка конкурентов
- Организационный план бизнеса
- Организация производства
- Маркетинговый план
- Финансовый план
- Стартовый капитал для бизнеса
- Подсчитайте окупаемость
- Распишите риски
- В заключение: почему все-таки важен бизнес-план
Актуальность бьюти бизнеса и важность стратегии
Салоны красоты не утрачивают актуальности, наоборот – она растет. Ведь хорошо выглядеть хочет все больше людей, а времени на это немного, учитывая современный ритм жизни. Если попробовать себя в таком бизнесе – ваша мечта, пришло время ее реализовывать. И начать стоит с пошагового бизнес-плана вашего будущего салона красоты. Ведь статистика говорит нам, что старт-ап с предшествующим планированием вдвое чаще оказывается успешным, чем без.
Написать бизнес-план – серьёзная задача, требующая затрат времени и умственных ресурсов. Но создание такой стратегии помогает пройти путь от хорошей идеи к успешному запуску. Главное – расписать все грамотно и максимально подробно.
Дальше мы расскажем о функционале и наполнении бизнес-плана для салона.
Что такое бизнес-план
Этот документ ведет начинающего бизнесмена и ориентирует опытного. Это подробное руководство к действию, снижающее уровень стресса и увеличивающее шансы на успех.
Бизнес-план салона красоты (и любого другого начинания) детально описывает этапы организации и структурирует данные о будущем предприятии. Типовая структура документа включает:
- Перечень + наполнение услуг, концепцию предприятия и целевых клиентов салона.
- Подробный конкурентный анализ и уникальное торговое предложение салона красоты.
- Стратегию маркетинга и продвижения бизнеса.
- Структуру бизнеса.
- Расчет финансовых показателей – затрат, доходов, стартового капитала, окупаемости и пр.
Какие функции выполняет бизнес-планирование
Бизнес-план салона красоты потребуется вам для:
- проработки идеи. Расписав все подробно, вы критически оцените идею и решите, жизнеспособна ли она: что подкорректировать, что добавить и что убрать. Вы сможете отследить риски и понять размеры требуемых вложений. Вы лучше поймете индустрию красоты в целом;
- контроль реализации. Пошаговый бизнес-план салона красоты – руководство к действию, указывающее, как стартовать, продвигаться, удерживаться на плаву и пр.;
- подбор команды. Вы поймете, кого нанимать в штат, какие требования предъявлять к кандидатам, также разберетесь, сколько стоит на рынке хороший специалист;
- решение внутренних и внешних задач. Бизнес-план необходим как четкое руководство к действию не только вам, но и вашим будущим сотрудникам, в частности – руководящим должностям.
Наполнение бизнес-плана
Начните с резюме предприятия – опишите подробно концепцию, возможные риски, время окупаемости. Вслед за этим распишите такие статьи бизнес-плана открытия салона красоты:
- Ваши цели.
- Услуги.
- Форма собственности и регистрация.
- Анализ конкурентов.
- Организационный план.
- Организация производства.
- Маркетинговый бизнес-план.
- Финансовый план.
- Сколько нужно средств для открытия салона.
- Окупаемость.
- Риски.
Что же включает каждый из пунктов?
Цели вашего бизнеса
В данном разделе пропишите:
- Уникальное торговое предложение (УТП). Чем вы отличаетесь от конкурентов? Чем хотите привлечь потенциального покупателя? Есть ли у вас какие-то уникальные фишки?
- Целевую аудиторию (ЦА). Кто ваш клиент – возрастной интервал, пол, уровень достатка, род деятельности, специфические черты.
- Сегмент. Салон ориентирован на средний класс или это премиум-сегмент?
Важно: каждый раздел бизнес-плана создания салона красоты расписывается подробно – до мелочей. Не поленитесь потратить на это дни или даже месяцы – в итоге выиграете.
УТП: ваши преимущества среди конкурентов могут быть простыми – комбинация большого ассортимента услуг с относительно невысоким ценником. К этому добавьте высокий уровень сервиса в салоне красоты. Если ориентируйтесь на средний класс, оказывайте услуги более высокого уровня за среднюю стоимость и вас быстро заметят.
ЦА: понимание того, кто ваша аудитория, и подробный её портрет помогут с позиционированием и оформлением бизнеса – где снять помещение, как назвать салон, как оформить, чтобы привлечь именно вашего клиента. Очевидно, что оказание имиджевых услуг пенсионерам и офисным сотрудникам потребует разного подхода.
Какие услуги будете предлагать
В данном разделе бизнес-плана салона красоты распишите:
- Набор услуг с подробным наполнением каждой.
- Список товаров (если собираетесь продавать в салоне уходовые средства, расчески и пр.).
- Цены.
Базовые услуги салона красоты:
- стрижки (для женщин мужчин, + детские);
- маникюр, педикюр (уходовый, декоративный, корректирующий, наращивание ногтей);
- перечень бьюти-услуг (чистка лица, пилинги, удаление волос);
- процедуры для тела и пр.
Добавим к списку и продажу косметики.
Важно: не пытайтесь включить в бизнес-план все услуги сразу – это собьёт ЦА с толку. Конкретика по обслуживанию формируется из того, кто ваш посетитель и какой у вас сегмент. Если нужно, вернитесь к этим пунктам и пропишите их детально.
Стоимость услуг и товаров лучше указать в бизнес-плане с помощью ценового диапазона. Например, стрижка женская (короткие волосы, средняя длина) – 200-400 грн., стрижка женская (длинные волосы) – 300-500 грн.
Формируя ценник, учитывайте выбранный сегмент, средний доход аудитории и цены конкурентов.
Регистрация бизнеса
Этот раздел бизнес-плана салона красоты включает:
- Выбор формы собственности.
- Перечень документов, нужных для регистрации.
В первом пункте решите, как будете регистрировать салон: как Частный предприниматель (ЧП) или как Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Соответственно, предварительно разберитесь, что вам подходит и, возможно, проконсультируйтесь с юристом. Также выберите форму налогообложения.
Далее составьте список регистрационных документов. Как правило, он включает:
- бизнес-план салона красоты;
- арендный договор;
- разрешение на работу;
- разрешения от санэпидемстанции, службы пожарной безопасности;
- документы на утилизацию специфического отработанного материала (у бьюти-салона это волосы);
- разрешение из ЖЭКа;
- медкнижки сотрудников салона.
Список, как правило, варьируется в зависимости от региона, где вы начинаете бизнес.
Также для введения некоторых процедур потребуется лицензия (косметолог, массажист).
Анализ рынка конкурентов
Анализ – важная часть бизнес-плана и точного позиционирования салона красоты. Начните с изучения рынка в целом, чтобы понять, какой в сегменте уровень конкуренции и подумать над тем, чем приманить вашего клиента.
Проанализировать конкурентов можно с помощью таблицы:
- В горизонтальную колонку поместите своих соперников.
- В вертикальную колонку впишите факторы оценки – как давно работает конкурент, его расположение, ценник, уровень сервиса, сколько услуг предоставляет, время работы и отзывы.
Заполнение таблицы структурирует информацию и подсветит слабые стороны ваших соперников. Вы поймете, чем можно выделить ваш салон и привлечь в него посетителя – более удобное рабочее расписание или специфические услуги, отсутствующие у других.
Организационный план бизнеса
Распишите для своего салона красоты следующее:
- Количество и должности будущих сотрудников. Кто будет у вас работать: администраторы, мастера, массажисты, уборщицы, бухгалтер и т. д. Кто кому подчиняется.
- Обязанности. Кто что делает и за что отвечает? Сформируйте подробные должностные инструкции для каждого сотрудника.
- График салона и работников. Раздел включает время работы, количество смен, планы по реализации задач и пр.
- Как будет производиться оплата труда. Выберите систему начисления окладов: ставка, процент от услуги, ставка+% или индивидуальная схема.
Организация производства
Здесь будут технические компоненты работы салона красоты:
- Выбор помещения, особенности расположения. Подумайте, где будет расположен салон, отталкиваясь от рабочей концепции и особенностей ЦА. Решите, вы арендуете или покупаете помещение? Пропишите требующиеся условия работы – просторная площадь, подсобки, санузлы, раковины, коммуникации. Выясните, какие нормативы действуют для такого бизнеса.
- Ремонтный фонд. В зависимости от того, какое помещение вы выбрали, оцените вложения в перепланировку, отделку и дизайн.
- Закупка обстановки, салонного инструмента, расходников и косметики. Сначала распишите в бизнес-плане детальный перечень всего, что вам нужно, затем рассчитайте вложения.
- Найм сотрудников. Сколько специалистов/для каких именно задач вам нужно? Где искать кадры для салона? Сколько потребуется средств на найм персонала?
Маркетинговый план
Распишите эту часть бизнес-плана организации салона красоты и поймете, как обеспечить доходность предприятию после запуска. Продумайте, как рекламироваться и продвигаться:
- какие каналы использовать для привлечения ЦА;
- как поддерживать лояльность, превращая посетителей в постоянных клиентов;
- выберите каналы продаж услуг салона;
- составьте список и наполнение рекламных кампаний;
- продумайте маркетинговые мероприятия для своего бизнеса.
Затем просчитайте стоимость этих мероприятий с учетом всех расходов.
Например, вы выбрали главным каналом привлечения ЦА социальную сеть Facebook. Тогда в расчётах необходимо учесть затраты на ведение странички салона красоты (создание текстового и фото-контента, поддержание активности и т. д.) и запуск таргетированной рекламы. Или вы хотите использовать фирменный имидж салона для продвижения и привлечения клиентов. Включите в расчёты стоимость дизайна помещения, создание вывески, униформу для сотрудников в одном стиле и пр.
Финансовый план
В бизнес-плане укажите предполагаемые доходы и расходы предприятия за 1 месяц. Затраты проще разделить на 2 категории – подготовка к открытию и рабочее время.
В списке подготовительных вложений будут:
- затраты на регистрацию бизнеса (оформление документов);
- стоимость ремонта в салоне;
- закупка техники и мебели, расходников и косметики;
- монтаж техники;
- затраты на найм;
- реклама перед открытием салона красоты.
Расходы рабочего времени (после открытия) включают:
- аренду;
- выплату зарплат;
- затраты на бухгалтерию;
- коммунальные отчисления, телефонию, интернет;
- утилизацию мусора;
- охранные услуги;
- расходы управления бизнесом;
- рекламные кампании и продвижение действующего салона.
На основе запланированного количества работающих мастеров/оказанных услуг в месяц подсчитайте примерный доход салона.
Стартовый капитал для бизнеса
Уделите достаточное количество времени, чтобы выявить, учесть и записать все пункты расходов в бизнес-плане салона красоты. Потребуется это по двум причинам:
- Важное: вы минимизируете риск столкновения с непредвиденными затратами уже в процессе работы салона.
- Ключевое: суммировав расходы, вы получите сумму, необходимую для старта салона – вычислите стартовый капитал.
Отслеживая расходы, не бойтесь возвращаться к предыдущим пунктам бизнес-плана, переписывать и оптимизировать их.
Подсчитайте окупаемость
В процессе разработки бизнес-плана вы оцените прибыльность салона красоты: поймете, когда окупятся инвестиции и насколько выгодно открывать предприятие в целом.
Чтобы просчитать окупаемость, спрогнозируйте среднюю выручку за месяц:
- Сначала рассчитайте доход одного мастера: размер среднего чека умножьте на среднее число обслуженных сотрудником посетителей и количество рабочих часов, отнимите от полученного числа заработную плату.
- Затем суммируйте доходы по всем стилистам салона и отнимите от этой суммы расходы. Вот ваш чистый доход.
Учитывайте, что доходность салона красоты может варьироваться от периода – повышаться в праздники и снижаться в сезон отпусков.
Обычно бьюти салон, рассчитанный на средний сегмент, окупается за 1-2 года. Реже требуется меньший срок.
Распишите риски
В последнем разделе бизнес-плана салона красоты оцените возможные риски и пропишите меры по их минимизации.
Типичные ситуации и способы решения:
Риск 1. Неожиданные увольнения сотрудников салона. Решение: повышение квалификации персонала, создание положительной атмосферы в коллективе, финансовая мотивация.
Риск 2. Сезонные колебания загруженности салона красоты. Решение: подготовка к периодам затишья и повышения активности – акции в низкий сезон, дополнительные сотрудники в высокий.
Риск 3. Новые конкуренты. Решение: улучшение качества обслуживания, программы лояльности, новые услуги, розыгрыши.
Риск 4. Аварии, катаклизмы, пандемия и пр. Решение: страхование материальных ценностей бизнеса, обучение персонала салона технике безопасности и соблюдение санитарных норм, создание резервного фонда на непредвиденные случаи.
Риск 5. Ограбление салона. Решение: покупка услуг охранного агентства, установка видеокамер, датчиков, сигнализации, страхование имущества.
В заключение: почему все-таки важен бизнес-план
Главное, что вы должны понять о бизнес-плане открытия салона красоты: этот документ не гарантирует процветания сам по себе, но он станет путеводителем к поставленным целям. А идти, зная направление, проще, чем двигаться вслепую.
Подробно прописанная стратегия снизит количество возможных ошибок на старте и в процессе развития бизнеса, станет страховкой от непредвиденных ситуаций, определит многие деловые решения и поможет лучше понять отрасль, чтобы оперативно реагировать на малейшие изменения в ней.