Требования к рабочему месту парикмахера
31.07.2022
Из чего состоит рабочее место парикмахера и как его правильно организовать? Сегодня в блоге APPOINTER погружаемся во все тонкости темы. Поговорим о размере помещения, необходимом оборудовании для салона, подходящем освещении и режиме температур, а также о нюансах дезинфекции в парикмахерской.
Содержание:
- Главное в организации рабочей зоны парикмахера
- Каким требованиям должно соответствовать рабочее место парикмахера
- Как оборудовать рабочее место парикмахера
- Как организовать рабочую зону парикмахера по всем правилам
- Санитарные требования к рабочему месту парикмахера
- Заключение и выводы
Главное в организации рабочей зоны парикмахера
В качестве основных критериев выделим эстетичность, сочетаемость зоны обслуживания клиентов со стилистикой бьюти-студии и удобство использования мебели и инструментов на рабочем месте мастера. Важный момент: обстановка парикмахерской должна отвечать требованиям законодательства Украины, что регламентировано «Державними санітарними правилами та нормами для перукарень різних типів ДСПІН 2.2.2.022-99».
То, как у парикмахера организовано рабочее место, во многом влияет на доверие к салону красоты в целом. Потому в решении этого вопроса потребуется внимательность и ответственность. В сегодняшнем материале остановимся на ключевых и наиболее значительных моментах.
Каким требованиям должно соответствовать рабочее место парикмахера
Чтобы организовать рабочую зону корректно, а также с комфортом для парикмахера и посетителей, уделим внимание выбору помещения подходящего размера и конфигурации, организации в нем правильного освещения и температуры. Далее детально разберем все по порядку.
Размеры парикмахерской
Важно, чтобы в салоне имелся отдельный вход для посетителей и еще один для мастеров.
Высота потолков зала начинается от 2,7 м. Общая площадь должна позволять свободно расположить парикмахерские кресла и оборудовать вокруг каждого рабочую зону. Между креслами нужен комфортный проход.
Далее про размеры рабочего места парикмахера в цифрах:
- расстояние между креслами – 1,8 м;
- между креслом и стенкой 70+ см;
- между параллельными кресельными рядами – не менее 3 м;
- общая площадь одного рабочего места – от 4,5 м кв.;
- радиус рабочей зоны одного мастера – 0,9 м вокруг каждого кресла.
Требования к свету
Чтобы оборудовать рабочее место парикмахера правильно, позаботьтесь об освещении. Оно важно для корректного определения цвета/оттенка волос клиента при окрашивании, точного исполнения укладок/стрижек, а также для заботы о зрении мастера.
В идеале нужно естественное освещение в салоне. Если в зале большие окна, разместите рабочие места мастеров рядом с ними. Если окна маленькие или их нет, вложите средства «правильные» светильники хорошего качества. Потребность в хороших лампах будет в любом случае: даже богатый дневной свет сокращается в холодные сезоны и убывает вечером.
Нюансы освещения:
- Искусственный свет максимально приблизьте к естественному. Лучший вариант – лампы с диодами, параметрами освещенности 500 люкс и цветопередачи CRI 90.
- Салону нужен рассеянный свет, не доставляющий дискомфорта посетителям и сотрудникам. С этой задачей справятся люминесцентные светильники с рассеивателями/матовыми плафонами.
- Также важно обеспечить сочетание общего света зала с освещением у каждого рабочего места парикмахера. Местный свет устанавливайте так, чтобы он освещал клиента, не попадал в зеркало, не бил в глаза.
- Выбирайте светильники с гибкими ножками (удобно менять наклон) и арматурой (для защитного угла не < 30 градусов).
- Окна салона оборудуйте солнцезащитными жалюзи/шторами/козырьками, чтобы снизить зрительный дискомфорт.
Комфортная температура
Клиентам не должно быть ни жарко, ни холодно. Оптимальная температура в парикмахерской – это 20-25 °C тепла. Бьюти-студии пригодится и кондиционер, и обогреватель (или техника комбо) для разных сезонов. Агрегаты размещайте так, чтобы они не мешали основной мебели, не портили обстановку зала и равномерно прогревали его.
Чтобы правильно оборудовать рабочее место парикмахера, потребуются также вытяжки. Они позаботятся о парах красителей и другой химии, которая может раздражать обоняние, вызывать головную боль, аллергию. С этими задачами также справится централизованная вентиляционная система. Если оба варианта недоступны, регулярно открывайте окна для проветривания – раз в час на 10-15 минут.
Как оборудовать рабочее место парикмахера
Теперь остановимся на «трех китах» рабочей зоны мастера – зеркале, раковине и кресле. Это незаменимые атрибуты, без которых даже опытному парикмахеру сложно выполнять работу на должном уровне.
Также в список оборудования рабочей входят стеллажи, столики с колесиками, тумбы с ящиками. Все это используется для хранения инструментов, одноразовых и многоразовых расходников, косметики и химических веществ.
Каким должно быть зеркало
Зеркало для рабочего места парикмахера – ключевой элемент. Выбирайте его с подставкой в виде небольшой тумбы или специального столика: они послужат для хранения инструментов. Зеркало в идеале должно быть с подсветкой (возможностью ее регуляции). Если подсветки нет, установите рядом лампу дневного света с рассеиванием.
Подходящие размеры для салонного зеркала – 70 на 100 см и более. Качество отражающей поверхности – максимальное, без мутности, дефектов и т. п. Дизайн + форма – дело вкуса и сочетания с общей стилистикой зала. Кроме основного зеркала мастеру стоит иметь под рукой маленькое зеркальце на ручке: так клиент, например, сможет увидеть свою прическу сзади.
Идеальное кресло клиента
Каким требованиям должно соответствовать удобное и практичное кресло клиента?
Оно должно вращаться, иметь спинку, подлокотники и подголовник (+ опцию его убрать), регулироваться по высоте и наклону. Все это необходимо по двум причинам: парикмахер во время работы часто меняет положение головы человека, а сам клиент долго сидит и ему должно быть комфортно. Также комфорт повышают средняя жесткость сиденья и спинки, плюс наличие подножки.
Выбирайте кресло с покрытием, стойким к промоканию, действию красок и салонной химии, долговечным и выносливым к регулярной чистке и дезинфекции.
Помимо кресла для взрослых, купите аналогичное для маленьких посетителей салона (или пуф-накладку в качестве компромисса). Мастеру пригодится и собственный стул – так называемое «седло», у которого нет подлокотников и спинки.
Раковины для мытья волос
Если ваш салон претендует на высокий уровень, в рабочей зоне парикмахера должны быть раковины для мытья головы. Можно купить одну раковину на трех мастеров, но в идеале предоставить каждому парикмахеру по раковине.
Мойку размещают у стены или в центре зала. Рядом ставят маленький передвижной столик для инструмента, шампуней, бальзамов и т. д. (+ устраивают вешалку для полотенец).
Выбираем раковину:
- Наиболее современный вариант: раковина + кресло, куда во время мытья волос садится человек.
- У мойки должна быть выемка для шеи. Это повышает комфорт использования. Если положить в выемку подушечку, удобство возрастает.
- Раковине также необходима гибкая душевая лейка.
Для использования раковин вам нужны будут холодная и горячая вода, поэтому на стадии поиска помещения оценивайте трубы, канализацию и возможность подвода воды. Если с горячей водой возникли сложности, подумайте про установку нагревателя.
Как организовать рабочую зону парикмахера по всем правилам
Размещение инструментов. Они должны быть под рукой. Чем чаще берется какая-то вещь, тем ближе ее кладут (в идеале – возле зеркала). Менее востребованное можно убирать в тумбочки. Помним о красках и др. химии, у которых есть чувствительность к свету, и убираем это подальше от солнца.
Розетки, электробезопасность. Хорошо, когда по нескольку розеток есть возле рабочей зоны каждого мастера. В других случаях используют тройники. Важно, чтобы провода от техники не путались между собой и под ногами. Помним, что электротехника и розетки не трогаются влажными ладонями. Парикмахер следит за работой приборов и сети, и в случае проблем оперативно информирует начальство. В конце рабочего дня в студии все выключается и обесточивается.
Аптечка на рабочем месте парикмахера. Минимум аптечного набора: вата, бинт, пластыри, спирт нашатырный, антисептическое средство. Достаточно одной аптечки на один зал. Если мастер случайно порезался/порезал клиента, он сразу промывает порез и инструмент холодной водой и дезинфицирует все. Маленькие ранки можно заклеить пластырем. Контакт с кровью недопустим.
Уборка. Мастер наводит порядок после окончания работы с клиентом – подметает пол, протирает поверхности, моет раковины, одноразовые расходники выкидывает, многоразовые дезинфицирует. По окончании смены парикмахер убирает инструмент на места, кладет чистые полотенца вместо использованных, восполняет одноразовые материалы. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц. Чистятся все поверхности в салоне и техника.
Санитарные требования к рабочему месту парикмахера
Переходим к важнейшему условию качественной и безопасной работы парикмахера – дезинфекции. Обеззараживание инструмента и техники обязательно проводят после каждого посетителя.
Есть физическая и химическая дезинфекция. Физической называют стерилизацию, то есть кипячение или использование специального оборудования (и средств). Любой стерилизатор должен иметь сертификат соответствия и быть разрешенным к использованию Министерством Охраны Здоровья Украины. В химическом обеззараживании задействуют йод, хлорамин (0,5%), формалин, спирт (70%), перекись водорода и др. современные препараты. Условием их использования также являются сертификаты соответствия.
Как дезинфицировать инструменты и приборы:
- все соприкасающееся с кожей, режущее и колющее чистят механически, моют водой, дезинфицируют и стерилизуют;
- пластиковые предметы и инструменты сначала дезинфицируют, потом очищают механически и стерилизуют средствами для пластмасс;
- режущие части машинок, съемные насадки дезинфицируют > чистят > стерилизуют. Корпусы приборов протирают обеззараживающим раствором;
- бигуди, зажимы и т. п. обрабатывают раствором > механически очищают > моют теплой водой;
- кресло парикмахер протирает антисептиком после каждого клиента.
По правилам дезинфекция и открывание нового одноразового инструмента проводится на глазах у клиента, перед началом работы. Исключение: обеззараживание поручено специальной организации. Тогда при посетителе стерильный инструмент достают из специальных упаковок, куда он помещается после обработки.
Совет: поскольку не всегда возможно провести для инструментов полный цикл обеззараживания после каждого использования, на рабочем месте парикмахера должны быть несколько комплектов ножниц, насадок для бритв и прочего: один комплект «работает», другой дезинфицируется, третий лежит про запас.
Заключение и выводы
Очевидно, что в организации рабочего места парикмахера создание комфортного климата, внимательный выбор мебели и строгая дезинфекция одинаково важны для продуктивной и безопасной работы.
Чтобы не покупать все оборудование, инструменты и химические средства подряд, а выбрать только необходимое, сбалансированное по стоимости и качеству, начните с подробного изучения специфики труда мастеров своего салона. При таком подходе вы получите на выходе рациональное распределение бюджета, разумную инвестицию в будущее, удобные рабочие зоны для парикмахеров и довольного условиями обслуживания клиента.