Требования к рабочему месту парикмахера

31.07.2022

Из чего состоит рабочее место парикмахера и как его правильно организовать? Сегодня в блоге APPOINTER погружаемся во все тонкости темы. Поговорим о размере помещения, необходимом оборудовании для салона, подходящем освещении и режиме температур, а также о нюансах дезинфекции в парикмахерской.

лучшие книги по ведению салонного бизнеса

Содержание:

 

Главное в организации рабочей зоны парикмахера

В качестве основных критериев выделим эстетичность, сочетаемость зоны обслуживания клиентов со стилистикой бьюти-студии и удобство использования мебели и инструментов на рабочем месте мастера. Важный момент: обстановка парикмахерской должна отвечать требованиям законодательства Украины, что регламентировано «Державними санітарними правилами та нормами для перукарень різних типів ДСПІН 2.2.2.022-99».

То, как у парикмахера организовано рабочее место, во многом влияет на доверие к салону красоты в целом. Потому в решении этого вопроса потребуется внимательность и ответственность. В сегодняшнем материале остановимся на ключевых и наиболее значительных моментах.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место парикмахера

Чтобы организовать рабочую зону корректно, а также с комфортом для парикмахера и посетителей, уделим внимание выбору помещения подходящего размера и конфигурации, организации в нем правильного освещения и температуры. Далее детально разберем все по порядку.

Размеры парикмахерской

размеры парикмахерской

Важно, чтобы в салоне имелся отдельный вход для посетителей и еще один для мастеров.

Высота потолков зала начинается от 2,7 м. Общая площадь должна позволять свободно расположить парикмахерские кресла и оборудовать вокруг каждого рабочую зону. Между креслами нужен комфортный проход.

Далее про размеры рабочего места парикмахера в цифрах:

  • расстояние между креслами – 1,8 м;
  • между креслом и стенкой 70+ см;
  • между параллельными кресельными рядами – не менее 3 м;
  • общая площадь одного рабочего места – от 4,5 м кв.;
  • радиус рабочей зоны одного мастера – 0,9 м вокруг каждого кресла.

Требования к свету

Чтобы оборудовать рабочее место парикмахера правильно, позаботьтесь об освещении. Оно важно для корректного определения цвета/оттенка волос клиента при окрашивании, точного исполнения укладок/стрижек, а также для заботы о зрении мастера.

В идеале нужно естественное освещение в салоне. Если в зале большие окна, разместите рабочие места мастеров рядом с ними. Если окна маленькие или их нет, вложите средства «правильные» светильники хорошего качества. Потребность в хороших лампах будет в любом случае: даже богатый дневной свет сокращается в холодные сезоны и убывает вечером.

Нюансы освещения:

  • Искусственный свет максимально приблизьте к естественному. Лучший вариант – лампы с диодами, параметрами освещенности 500 люкс и цветопередачи CRI 90.
  • Салону нужен рассеянный свет, не доставляющий дискомфорта посетителям и сотрудникам. С этой задачей справятся люминесцентные светильники с рассеивателями/матовыми плафонами.
  • Также важно обеспечить сочетание общего света зала с освещением у каждого рабочего места парикмахера. Местный свет устанавливайте так, чтобы он освещал клиента, не попадал в зеркало, не бил в глаза.
  • Выбирайте светильники с гибкими ножками (удобно менять наклон) и арматурой (для защитного угла не < 30 градусов).
  • Окна салона оборудуйте солнцезащитными жалюзи/шторами/козырьками, чтобы снизить зрительный дискомфорт.

Комфортная температура

Клиентам не должно быть ни жарко, ни холодно. Оптимальная температура в парикмахерской – это 20-25 °C тепла. Бьюти-студии пригодится и кондиционер, и обогреватель (или техника комбо) для разных сезонов. Агрегаты размещайте так, чтобы они не мешали основной мебели, не портили обстановку зала и равномерно прогревали его.

Чтобы правильно оборудовать рабочее место парикмахера, потребуются также вытяжки. Они позаботятся о парах красителей и другой химии, которая может раздражать обоняние, вызывать головную боль, аллергию. С этими задачами также справится централизованная вентиляционная система. Если оба варианта недоступны, регулярно открывайте окна для проветривания – раз в час на 10-15 минут.

Как оборудовать рабочее место парикмахера

оборудовать рабочее место парикмахера

Теперь остановимся на «трех китах» рабочей зоны мастера – зеркале, раковине и кресле. Это незаменимые атрибуты, без которых даже опытному парикмахеру сложно выполнять работу на должном уровне.

Также в список оборудования рабочей входят стеллажи, столики с колесиками, тумбы с ящиками. Все это используется для хранения инструментов, одноразовых и многоразовых расходников, косметики и химических веществ.

Каким должно быть зеркало

Зеркало для рабочего места парикмахера – ключевой элемент. Выбирайте его с подставкой в виде небольшой тумбы или специального столика: они послужат для хранения инструментов. Зеркало в идеале должно быть с подсветкой (возможностью ее регуляции). Если подсветки нет, установите рядом лампу дневного света с рассеиванием.

Подходящие размеры для салонного зеркала – 70 на 100 см и более. Качество отражающей поверхности – максимальное, без мутности, дефектов и т. п. Дизайн + форма – дело вкуса и сочетания с общей стилистикой зала. Кроме основного зеркала мастеру стоит иметь под рукой маленькое зеркальце на ручке: так клиент, например, сможет увидеть свою прическу сзади.

Идеальное кресло клиента

Каким требованиям должно соответствовать удобное и практичное кресло клиента?

Оно должно вращаться, иметь спинку, подлокотники и подголовник (+ опцию его убрать), регулироваться по высоте и наклону. Все это необходимо по двум причинам: парикмахер во время работы часто меняет положение головы человека, а сам клиент долго сидит и ему должно быть комфортно. Также комфорт повышают средняя жесткость сиденья и спинки, плюс наличие подножки.

Выбирайте кресло с покрытием, стойким к промоканию, действию красок и салонной химии, долговечным и выносливым к регулярной чистке и дезинфекции.

Помимо кресла для взрослых, купите аналогичное для маленьких посетителей салона (или пуф-накладку в качестве компромисса). Мастеру пригодится и собственный стул – так называемое «седло», у которого нет подлокотников и спинки.

Раковины для мытья волос

Если ваш салон претендует на высокий уровень, в рабочей зоне парикмахера должны быть раковины для мытья головы. Можно купить одну раковину на трех мастеров, но в идеале предоставить каждому парикмахеру по раковине.

Мойку размещают у стены или в центре зала. Рядом ставят маленький передвижной столик для инструмента, шампуней, бальзамов и т. д. (+ устраивают вешалку для полотенец).

Выбираем раковину:

  • Наиболее современный вариант: раковина + кресло, куда во время мытья волос садится человек.
  • У мойки должна быть выемка для шеи. Это повышает комфорт использования. Если положить в выемку подушечку, удобство возрастает.
  • Раковине также необходима гибкая душевая лейка.

Для использования раковин вам нужны будут холодная и горячая вода, поэтому на стадии поиска помещения оценивайте трубы, канализацию и возможность подвода воды. Если с горячей водой возникли сложности, подумайте про установку нагревателя.

Как организовать рабочую зону парикмахера по всем правилам

организовать рабочую зону парикмахера

Размещение инструментов. Они должны быть под рукой. Чем чаще берется какая-то вещь, тем ближе ее кладут (в идеале – возле зеркала). Менее востребованное можно убирать в тумбочки. Помним о красках и др. химии, у которых есть чувствительность к свету, и убираем это подальше от солнца.

Розетки, электробезопасность. Хорошо, когда по нескольку розеток есть возле рабочей зоны каждого мастера. В других случаях используют тройники. Важно, чтобы провода от техники не путались между собой и под ногами. Помним, что электротехника и розетки не трогаются влажными ладонями. Парикмахер следит за работой приборов и сети, и в случае проблем оперативно информирует начальство. В конце рабочего дня в студии все выключается и обесточивается.

Аптечка на рабочем месте парикмахера. Минимум аптечного набора: вата, бинт, пластыри, спирт нашатырный, антисептическое средство. Достаточно одной аптечки на один зал. Если мастер случайно порезался/порезал клиента, он сразу промывает порез и инструмент холодной водой и дезинфицирует все. Маленькие ранки можно заклеить пластырем. Контакт с кровью недопустим.

Уборка. Мастер наводит порядок после окончания работы с клиентом – подметает пол, протирает поверхности, моет раковины, одноразовые расходники выкидывает, многоразовые дезинфицирует. По окончании смены парикмахер убирает инструмент на места, кладет чистые полотенца вместо использованных, восполняет одноразовые материалы. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц. Чистятся все поверхности в салоне и техника.

Санитарные требования к рабочему месту парикмахера

Переходим к важнейшему условию качественной и безопасной работы парикмахера – дезинфекции. Обеззараживание инструмента и техники обязательно проводят после каждого посетителя.

Есть физическая и химическая дезинфекция. Физической называют стерилизацию, то есть кипячение или использование специального оборудования (и средств). Любой стерилизатор должен иметь сертификат соответствия и быть разрешенным к использованию Министерством Охраны Здоровья Украины. В химическом обеззараживании задействуют йод, хлорамин (0,5%), формалин, спирт (70%), перекись водорода и др. современные препараты. Условием их использования также являются сертификаты соответствия.

Как дезинфицировать инструменты и приборы:

  • все соприкасающееся с кожей, режущее и колющее чистят механически, моют водой, дезинфицируют и стерилизуют;
  • пластиковые предметы и инструменты сначала дезинфицируют, потом очищают механически и стерилизуют средствами для пластмасс;
  • режущие части машинок, съемные насадки дезинфицируют > чистят > стерилизуют. Корпусы приборов протирают обеззараживающим раствором;
  • бигуди, зажимы и т. п. обрабатывают раствором > механически очищают > моют теплой водой;
  • кресло парикмахер протирает антисептиком после каждого клиента.

По правилам дезинфекция и открывание нового одноразового инструмента проводится на глазах у клиента, перед началом работы. Исключение: обеззараживание поручено специальной организации. Тогда при посетителе стерильный инструмент достают из специальных упаковок, куда он помещается после обработки.

Совет: поскольку не всегда возможно провести для инструментов полный цикл обеззараживания после каждого использования, на рабочем месте парикмахера должны быть несколько комплектов ножниц, насадок для бритв и прочего: один комплект «работает», другой дезинфицируется, третий лежит про запас.

Заключение и выводы

Очевидно, что в организации рабочего места парикмахера создание комфортного климата, внимательный выбор мебели и строгая дезинфекция одинаково важны для продуктивной и безопасной работы.

Чтобы не покупать все оборудование, инструменты и химические средства подряд, а выбрать только необходимое, сбалансированное по стоимости и качеству, начните с подробного изучения специфики труда мастеров своего салона. При таком подходе вы получите на выходе рациональное распределение бюджета, разумную инвестицию в будущее, удобные рабочие зоны для парикмахеров и довольного условиями обслуживания клиента.

требования к рабочему месту парикмахера
connect-buttonПодключитьсяgearSmallgearBig
logo