Как открыть свой салон красоты с нуля
17.01.2022
Как открыть свой салон красоты в Украине? Разобьем эту сложную и актуальную тему на составляющие. Что входит в бизнес-план? Какие понадобятся документы и оборудование? Почему важно разработать концепцию и определить класс? Какое помещение нужно и как рекламироваться?
Содержание
- Бьюти-услуги – перспективное направление
- Каким будет ваш салон красоты
- Концепция, класс и тип
- Миссия и ценности
- Составьте бизнес-план
- Необходимые документы и разрешения
- Подберите помещение
- Расположение салона
- Общие критерии выбора помещения
- Закупите оборудование
- Наймите персонал
- Рекламные каналы
- Окупаемость салона красоты
- Как быть на шаг впереди конкурентов
Бьюти-услуги – перспективное направление
Спрос на услуги красоты постоянно растет. Аудитория широка и у каждого нового салона есть шанс найти свою нишу. Главное – правильно себя позиционировать: определить, для кого вы будете работать, какие услуги и на каком уровне предлагать. Еще один важный момент на старте – разобраться, от чего зависят доходы.
Прибыльность салона красоты напрямую связана с:
- его особенностями и фишками;
- корректно просчитанной экономической составляющей;
- выбором рекламных каналов;
- управленческими навыками владельца.
Как определить свою нишу, в каком порядке двигаться, открывая дело, и как избежать типичных промахов начинающего предпринимателя? Далее разбираться.
Каким будет ваш салон красоты
Как открыть салон и не прогореть? Для начала решите – вы хотите собственное дело или франшизу.
Франшиза – неплохой вариант, потому что:
- Можно остановиться на известном имени, минимизировать риски, сэкономить время, деньги.
- Вам помогут с ключевыми задачами на старте салона – дизайном и ремонтом, с персоналом, документами, закупкой оборудования.
- Вы отрегулированные деловые процессы и устоявшуюся репутацию, которой доверяют.
Минусы франшизы: строгий контроль франчайзера и конкретизированные требования к абсолютно всему, в том числе к принятию бизнес-решений.
Если вам важно реализовать амбиции, заработать собственный опыт и воплотить свои идеи, подходящее решение – открыть собственный салон.
Концепция, класс и тип
В идеале с концепции рождается идея открытия салона. Это тот образ, по которому клиент узнает вас среди аналогичных заведений. Разработка концепции – это путь, а пройти его помогут вопросы:
- в каких услугах есть потребность на рынке в данный момент?
- какой ваш клиент?
- какие услуги и специалисты салона смогут удовлетворить потребность клиента?
- в чем ваша миссия?
- на каких ценностях вы построите бизнес и организуете команду?
- каким образом вы привлечете аудиторию?
На этом же этапе определите тип вашей студии и ее ценовой сегмент – класс салона. Основные классы – это:
- эконом или бюджетный;
- средний или бизнес;
- премиум/люкс/VIP.
Класс – это о стоимости услуг. Также он включает особенности локации, уровень сервиса, квалификацию сотрудников, дизайн студии и загруженность.
Типы салонов красоты:
- Классический – большой ассортимент традиционных услуг.
- Парикмахерская – заведение среднего или эконом-класса, специализирующееся на услугах и процедурах для волос.
- Салон-моно – одна услуга (удаление волос на теле, уход за ногтями или бровями и т. д.).
- Студия экспресс-услуги – быстрое обслуживание, простые процедуры (мытье + укладка волос, нанесение макияжа, гигиенический маникюр и пр.).
- Отдельные салоны для клиентов женского и мужского пола.
- Лечебная косметология – среди сотрудников косметологи, дерматологи, пластические хирурги (+ соответствующие услуги).
- Также можно открыть SPA салон (уходовые процедуры для тела) или студию загара.
В определении класса и типа салона поможет исследование рынка (кто клиент и что ему необходимо, кто конкурент и в чем его сильные/слабые стороны) и выявление актуальных трендов (например, сейчас есть тренд на салоны одной услуги). Ключевое – изучить аудиторию и подумать, какие услуги/продукты ей предложить, а также сформировать конкурентное преимущество.
Миссия и ценности
Перед тем, как открыть свой салон красоты, пропишите его миссию. Что ваш бизнес даст этому миру? Ответ сформулируйте одним емким предложением, затем распишите пути реализации цели.
Примеры:
Миссия компании Mary Kay – делать жизнь женщин красивее. Это реализуется путем создания качественной косметики, обучения профессиональных консультантов и предоставления им перспектив для развития.
Миссия бренда Schwarzkopf – поддержка разных вариантов стиля и красоты. Компания регулярно создает для клиентов качественные и модные косметические продукты по уходу за волосами.
Ценности салона красоты – его религия и философия. То, что вы распространите среди членов команды, что будет одинаково понятно и важно каждому сотруднику. Примеры ценностей, которые не теряют актуальности:
- ориентация на клиента;
- профессиональное предоставление каждой услуги;
- высокая репутация салона;
- предугадывание ожиданий аудитории.
Составьте бизнес-план
Перед тем, как открыть собственный салон, проведите маркетинговый анализ и прикиньте количество инвестиций. Это поможет адекватно оценить траты и доходы, понять сроки окупаемости предприятия. В реализации этих задач поможет бизнес-план.
Включите в него пункты:
- Цели бизнеса – уникальные фишки, отличия от конкурентов, подробный портрет аудитории салона и ценовой сегмент.
- Набор услуг, которые будете предлагать, и наполнение каждой, какие косметическое средства будут продаваться в студии, цены на процедуры и косметику.
- Регистрация предприятия – оформление документов и разрешений для законной деятельности салона красоты.
- Анализ конкурентов – общие данные по каждому, сильные и слабые стороны, чем ваш бизнес сможет превзойти соперников.
- План организации – сотрудники (какие и сколько), их обязанности и зона ответственности, график работы и оклады.
- Производственная организация – выбор помещения, дизайн и ремонт, закупка оборудования и инструмента, поиск и наем кадров.
- Маркетинг-план – как обеспечить салону доход: каналы рекламы и продвижения, привлечение клиентов.
- План финансов – вложения на этапе подготовки к открытию и расходы в процессе работы.
- Размер стартового капитала.
- Окупаемость салона красоты – подсчет доходов по всем мастерам, суммирование и вычет расходов.
- Возможные риски – анализ непредвиденных ситуаций и способы их решения.
Необходимые документы и разрешения
Как законно открыть салон красоты? Первое – выбор формы собственности:
- Частный предприниматель (ЧП или укр. аббревиатура ФОП). Проще оформить, в будущем проще вести бухучет и платить налоги. Владелец бизнеса несет материальную ответственность собственным имуществом.
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО или ТОВ). Более сложная процедура оформления документов. Резонно выбрать эту форму собственности, если в салоне будут медицинские процедуры и/или импорт косметики из заграницы.
Параллельно оформляются КВЭДы (коды деятельности из внешнеэкономической классификации). Для бьюти-бизнеса – это:
- 96.02 – услуги парикмахерских и салонов красоты;
- 96.04 – соблюдение условий для услуг массажа, солярия, сауны;
- 47.75, 47.91, 20.42 – продажа косметики и изготовление парфюмерии.
После получите разрешения от разных служб:
- Разрешение от Держпродспоживслужбы о соответствии помещения нормам СЭС.
- Разрешение от Пожарной службы.
- Нормативный документ от Госадминистрации, что салон – это законный объект бытового обслуживания (нужен не всегда).
- Лицензия на медицинские услуги (если они будут в ассортименте).
- Разрешение на наружную рекламу.
Также в соответствии с законом в студии надо сделать уголок потребителя, включающий данные про бизнес, журнал для отзывов и замечаний клиентов, контакты органов защиты прав потребителя.
Подберите помещение
Расположение салона
Где расположен салон – важный критерий в целом, плюс он имеет нюансы для заведений разного класса:
- локация для студии эконом/бюджетного класса – место высокой проходимости людей для обеспечения стабильного притока посетителей (рядом с вокзалами, метро, университетами, торговыми центрами или рядом с многоэтажками спальных районов). По размерам подойдет помещение в 50-70 квадратов;
- средний/бизнес класс – такие салоны уместны в деловых районах, центральных частях города, около бизнес- или торговых центров. Подойдет площадь в 100+ м кв.;
- под студии люкс/VIP класса выбирайте максимально просторные залы, которые без труда можно разделить на зоны для релакса, эстетических процедур и SPA. Любые престижные районы приветствуются.
Общие критерии выбора помещения
От чего отталкиваться, выбирая помещение:
- Отдельный вход в салон.
- Возможность поддерживать высокий уровень санитарии.
- Рядом есть развязка транспорта.
- Минимальное количество прямых конкурентов в выбранном районе.
- Никаких полуподвальных помещений – нужно много света.
- Минимальная площадь на рабочее место одного мастера – 15 квадратов. Должно хватить пространства для раздевалки, стойки администратора, зала и т. д.
Если локация – жилой дом, получите разрешение жильцов. Для помещения салона красоты также потребуются документы – план от БТИ, договор аренды или право собственности, проект студии, договор на поставку коммунальных услуг от ЖЭКа и др. служб.
Совет: если собираетесь арендовать помещение, договор заключайте после того, как у вас на руках будут разрешения от всех служб.
Закупите оборудование
Начните с вложений в дизайн и ремонт. Отталкивайтесь от вашего изначального бюджета, а не наоборот. Чтобы открыть стильный салон красоты, выделите средства на дизайнерскую консультацию и/или закажите у специалиста дизайн-проект. Профессиональный дизайнер учтет не только стиль, но и технические моменты.
Далее переходите к вопросу покупки техники и инструмента. Несколько советов:
- для начала закажите самое необходимое оборудование для салона красоты;
- каким конкретно будет список, зависит от типа бизнеса: один набор для парикмахерской, другой для nail bar, третий для солярия;
- лучше купить меньше, но высокого качества, поскольку оборудование – критерий вашей оценки у клиента;
- стоимость оборудования, в частности мебели, зависит от класса салона. Аналогичные кресла могут иметь цену и в 100+, и 1000+ долларов.
Наймите персонал
Как открыть успешный салон красоты? Одно из ключевых условий – сплоченная и профессиональная команда.
В бьюти-бизнесе – мастера, которые одновременно талантливы, трудолюбивы и харизматичны, на вес золота. Такие кадры востребованы, потому их важно найти, а затем удержать.
При поиске сотрудников для салона красоты:
- ориентируйтесь на наличие медицинской книжки;
- подыскивайте не только стилистов, мастеров маникюра или бровистов, но и профессиональных администраторов;
- стремитесь сразу замотивировать персонал на сплоченную работу;
- доносите команде приоритет важности высокого уровня сервиса.
Чтобы минимизировать текучку, обеспечьте сотрудникам салона:
- высокую зарплату;
- официальное оформление и оплачиваемый отпуск (28 дней в году);
- курсы повышения квалификации (за ваш счет);
- медстраховку;
- выездные корпоративы.
Рекламные каналы
Про привлечение клиентов подумайте еще на этапе создания концепции салона красоты. Иначе будь ваш бизнес даже трижды уникален, об этом никто не узнает.
Варианты доступных и эффективных каналов рекламы для бьюти салона:
- Соц. сети (особенно FB и Instagram).
- Сотрудничество с блогерами и лидерами мнений.
- Рассылка по электронной почте.
- Платная контекстная реклама.
- Внесение салона красоты в специальные порталы поиска.
- Размещение на картах 2gis и Google Maps.
- Реклама по ТВ и на радио.
- Печатная реклама – в изданиях или раздаточный материал (буклеты, флаеры, листовки).
- Наружная реклама – билборд, ситилайт, штендер
Советы:
- тестируйте одновременно несколько рекламных каналов, а не вкладывайте много денег в один;
- для аккаунтов в социальных сетях наймите специального человека;
- заранее продумайте программы бонусов для постоянных клиентов.
Окупаемость салона красоты
Как открыть салон и не прогореть?
Предварительно оцените прибыль бизнеса:
- подсчитайте доход по одному мастеру. Средний чек умножьте на среднее количество обслуженных клиентов и количество часов работы. От полученного числа вычтите зп мастера;
- затем суммируйте такие расчеты по всем мастерам и отнимите от суммы расходы салона.
Обязательное условие окупаемости – корректно рассчитанная экономика, как предварительная, так и по ходу работы. Чтобы небольшая студия окупилась, требуется обычно от 6-ти до 10-ти месяцев. У заведений бизнес-класса срок составляет 1-2 года.
Какую типичную ошибку совершают мастера, решившие открыть собственный салон? Они ориентируются на прибыль в кассе и не ведут расходный учет. В результате, если деньги есть, владелец платит аренду и заработные платы сотрудникам, закупает расходный материал. Но при отсутствии регулярного учета, в течение одного из следующих месяцев денег на все расходы не остается. По статистике невозможность выплатить аренду – наиболее популярная причина прогорания студий красоты. Рекомендация опытных предпринимателей – отложить средства на уплату аренды с расчетом на год.
Как быть на шаг впереди конкурентов
Для успешной работы салона красоты нужно знать клиента, быть внимательным и формировать персонализированное отношение. Важно разбираться в бизнес-процессах, собирать и анализировать статистику, уметь принимать решения. Друг и помощник в этом – CRM-система:
- Помогает понять, что происходит у вас в бизнесе, запланировать результат и прийти к нему.
- Собирает и хранит максимально полную информацию о посетителе, помогает увеличить лояльность постоянных клиентов и привлечь новых.
- Проводит работу над ошибками и помогает повысить качество обслуживания.
- Быстро и без ошибок считает зарплату сотрудникам.
- Контролирует расходы и помогает их минимизировать.
Чтобы обеспечить прибыльность вашему салону, взвесьте необходимость инвестиций в СРМ-систему еще на этапе создания бизнес-плана.