Как открыть свой салон красоты с нуля

17.01.2022

Как открыть свой салон красоты в Украине? Разобьем эту сложную и актуальную тему на составляющие. Что входит в бизнес-план? Какие понадобятся документы и оборудование? Почему важно разработать концепцию и определить класс? Какое помещение нужно и как рекламироваться?

как открыть успешный салон красоты

Содержание

 

Бьюти-услуги – перспективное направление

Спрос на услуги красоты постоянно растет. Аудитория широка и у каждого нового салона есть шанс найти свою нишу. Главное – правильно себя позиционировать: определить, для кого вы будете работать, какие услуги и на каком уровне предлагать. Еще один важный момент на старте – разобраться, от чего зависят доходы.

Прибыльность салона красоты напрямую связана с:

  • его особенностями и фишками;
  • корректно просчитанной экономической составляющей;
  • выбором рекламных каналов;
  • управленческими навыками владельца.

Как определить свою нишу, в каком порядке двигаться, открывая дело, и как избежать типичных промахов начинающего предпринимателя? Далее разбираться.

Каким будет ваш салон красоты

Как открыть салон и не прогореть? Для начала решите – вы хотите собственное дело или франшизу.

Франшиза – неплохой вариант, потому что:

  • Можно остановиться на известном имени, минимизировать риски, сэкономить время, деньги.
  • Вам помогут с ключевыми задачами на старте салона – дизайном и ремонтом, с персоналом, документами, закупкой оборудования.
  • Вы отрегулированные деловые процессы и устоявшуюся репутацию, которой доверяют.

Минусы франшизы: строгий контроль франчайзера и конкретизированные требования к абсолютно всему, в том числе к принятию бизнес-решений.

Если вам важно реализовать амбиции, заработать собственный опыт и воплотить свои идеи, подходящее решение – открыть собственный салон.

Концепция, класс и тип

В идеале с концепции рождается идея открытия салона. Это тот образ, по которому клиент узнает вас среди аналогичных заведений. Разработка концепции – это путь, а пройти его помогут вопросы:

  • в каких услугах есть потребность на рынке в данный момент?
  • какой ваш клиент?
  • какие услуги и специалисты салона смогут удовлетворить потребность клиента?
  • в чем ваша миссия?
  • на каких ценностях вы построите бизнес и организуете команду?
  • каким образом вы привлечете аудиторию?

На этом же этапе определите тип вашей студии и ее ценовой сегмент – класс салона. Основные классы – это:

  • эконом или бюджетный;
  • средний или бизнес;
  • премиум/люкс/VIP.

Класс – это о стоимости услуг. Также он включает особенности локации, уровень сервиса, квалификацию сотрудников, дизайн студии и загруженность.

Типы салонов красоты:

  • Классический – большой ассортимент традиционных услуг.
  • Парикмахерская – заведение среднего или эконом-класса, специализирующееся на услугах и процедурах для волос.
  • Салон-моно – одна услуга (удаление волос на теле, уход за ногтями или бровями и т. д.).
  • Студия экспресс-услуги – быстрое обслуживание, простые процедуры (мытье + укладка волос, нанесение макияжа, гигиенический маникюр и пр.).
  • Отдельные салоны для клиентов женского и мужского пола.
  • Лечебная косметология – среди сотрудников косметологи, дерматологи, пластические хирурги (+ соответствующие услуги).
  • Также можно открыть SPA салон (уходовые процедуры для тела) или студию загара.

В определении класса и типа салона поможет исследование рынка (кто клиент и что ему необходимо, кто конкурент и в чем его сильные/слабые стороны) и выявление актуальных трендов (например, сейчас есть тренд на салоны одной услуги). Ключевое – изучить аудиторию и подумать, какие услуги/продукты ей предложить, а также сформировать конкурентное преимущество.

Миссия и ценности

миссия и ценности

Перед тем, как открыть свой салон красоты, пропишите его миссию. Что ваш бизнес даст этому миру? Ответ сформулируйте одним емким предложением, затем распишите пути реализации цели.

Примеры:

Миссия компании Mary Kay – делать жизнь женщин красивее. Это реализуется путем создания качественной косметики, обучения профессиональных консультантов и предоставления им перспектив для развития.

Миссия бренда Schwarzkopf – поддержка разных вариантов стиля и красоты. Компания регулярно создает для клиентов качественные и модные косметические продукты по уходу за волосами.

Ценности салона красоты – его религия и философия. То, что вы распространите среди членов команды, что будет одинаково понятно и важно каждому сотруднику. Примеры ценностей, которые не теряют актуальности:

  • ориентация на клиента;
  • профессиональное предоставление каждой услуги;
  • высокая репутация салона;
  • предугадывание ожиданий аудитории.

Составьте бизнес-план

Перед тем, как открыть собственный салон, проведите маркетинговый анализ и прикиньте количество инвестиций. Это поможет адекватно оценить траты и доходы, понять сроки окупаемости предприятия. В реализации этих задач поможет бизнес-план.

Включите в него пункты:

  • Цели бизнеса – уникальные фишки, отличия от конкурентов, подробный портрет аудитории салона и ценовой сегмент.
  • Набор услуг, которые будете предлагать, и наполнение каждой, какие косметическое средства будут продаваться в студии, цены на процедуры и косметику.
  • Регистрация предприятия – оформление документов и разрешений для законной деятельности салона красоты.
  • Анализ конкурентов – общие данные по каждому, сильные и слабые стороны, чем ваш бизнес сможет превзойти соперников.
  • План организации – сотрудники (какие и сколько), их обязанности и зона ответственности, график работы и оклады.
  • Производственная организация – выбор помещения, дизайн и ремонт, закупка оборудования и инструмента, поиск и наем кадров.
  • Маркетинг-план – как обеспечить салону доход: каналы рекламы и продвижения, привлечение клиентов.
  • План финансов – вложения на этапе подготовки к открытию и расходы в процессе работы.
  • Размер стартового капитала.
  • Окупаемость салона красоты – подсчет доходов по всем мастерам, суммирование и вычет расходов.
  • Возможные риски – анализ непредвиденных ситуаций и способы их решения.

Необходимые документы и разрешения

Как законно открыть салон красоты? Первое – выбор формы собственности:

  • Частный предприниматель (ЧП или укр. аббревиатура ФОП). Проще оформить, в будущем проще вести бухучет и платить налоги. Владелец бизнеса несет материальную ответственность собственным имуществом.
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО или ТОВ). Более сложная процедура оформления документов. Резонно выбрать эту форму собственности, если в салоне будут медицинские процедуры и/или импорт косметики из заграницы.

Параллельно оформляются КВЭДы (коды деятельности из внешнеэкономической классификации). Для бьюти-бизнеса – это:

  • 96.02 – услуги парикмахерских и салонов красоты;
  • 96.04 – соблюдение условий для услуг массажа, солярия, сауны;
  • 47.75, 47.91, 20.42 – продажа косметики и изготовление парфюмерии.

После получите разрешения от разных служб:

  • Разрешение от Держпродспоживслужбы о соответствии помещения нормам СЭС.
  • Разрешение от Пожарной службы.
  • Нормативный документ от Госадминистрации, что салон – это законный объект бытового обслуживания (нужен не всегда).
  • Лицензия на медицинские услуги (если они будут в ассортименте).
  • Разрешение на наружную рекламу.

Также в соответствии с законом в студии надо сделать уголок потребителя, включающий данные про бизнес, журнал для отзывов и замечаний клиентов, контакты органов защиты прав потребителя.

Подберите помещение

Расположение салона

Где расположен салон – важный критерий в целом, плюс он имеет нюансы для заведений разного класса:

  • локация для студии эконом/бюджетного класса – место высокой проходимости людей для обеспечения стабильного притока посетителей (рядом с вокзалами, метро, университетами, торговыми центрами или рядом с многоэтажками спальных районов). По размерам подойдет помещение в 50-70 квадратов;
  • средний/бизнес класс – такие салоны уместны в деловых районах, центральных частях города, около бизнес- или торговых центров. Подойдет площадь в 100+ м кв.;
  • под студии люкс/VIP класса выбирайте максимально просторные залы, которые без труда можно разделить на зоны для релакса, эстетических процедур и SPA. Любые престижные районы приветствуются.

Общие критерии выбора помещения

От чего отталкиваться, выбирая помещение:

  • Отдельный вход в салон.
  • Возможность поддерживать высокий уровень санитарии.
  • Рядом есть развязка транспорта.
  • Минимальное количество прямых конкурентов в выбранном районе.
  • Никаких полуподвальных помещений – нужно много света.
  • Минимальная площадь на рабочее место одного мастера – 15 квадратов. Должно хватить пространства для раздевалки, стойки администратора, зала и т. д.

Если локация – жилой дом, получите разрешение жильцов. Для помещения салона красоты также потребуются документы – план от БТИ, договор аренды или право собственности, проект студии, договор на поставку коммунальных услуг от ЖЭКа и др. служб.

Совет: если собираетесь арендовать помещение, договор заключайте после того, как у вас на руках будут разрешения от всех служб.

Закупите оборудование

закупите оборудование

Начните с вложений в дизайн и ремонт. Отталкивайтесь от вашего изначального бюджета, а не наоборот. Чтобы открыть стильный салон красоты, выделите средства на дизайнерскую консультацию и/или закажите у специалиста дизайн-проект. Профессиональный дизайнер учтет не только стиль, но и технические моменты.

Далее переходите к вопросу покупки техники и инструмента. Несколько советов:

  • для начала закажите самое необходимое оборудование для салона красоты;
  • каким конкретно будет список, зависит от типа бизнеса: один набор для парикмахерской, другой для nail bar, третий для солярия;
  • лучше купить меньше, но высокого качества, поскольку оборудование – критерий вашей оценки у клиента;
  • стоимость оборудования, в частности мебели, зависит от класса салона. Аналогичные кресла могут иметь цену и в 100+, и 1000+ долларов.

Наймите персонал

Как открыть успешный салон красоты? Одно из ключевых условий – сплоченная и профессиональная команда.

В бьюти-бизнесе – мастера, которые одновременно талантливы, трудолюбивы и харизматичны, на вес золота. Такие кадры востребованы, потому их важно найти, а затем удержать.

При поиске сотрудников для салона красоты:

  • ориентируйтесь на наличие медицинской книжки;
  • подыскивайте не только стилистов, мастеров маникюра или бровистов, но и профессиональных администраторов;
  • стремитесь сразу замотивировать персонал на сплоченную работу;
  • доносите команде приоритет важности высокого уровня сервиса.

Чтобы минимизировать текучку, обеспечьте сотрудникам салона:

  • высокую зарплату;
  • официальное оформление и оплачиваемый отпуск (28 дней в году);
  • курсы повышения квалификации (за ваш счет);
  • медстраховку;
  • выездные корпоративы.

Рекламные каналы

Про привлечение клиентов подумайте еще на этапе создания концепции салона красоты. Иначе будь ваш бизнес даже трижды уникален, об этом никто не узнает.

Варианты доступных и эффективных каналов рекламы для бьюти салона:

  • Соц. сети (особенно FB и Instagram).
  • Сотрудничество с блогерами и лидерами мнений.
  • Рассылка по электронной почте.
  • Платная контекстная реклама.
  • Внесение салона красоты в специальные порталы поиска.
  • Размещение на картах 2gis и Google Maps.
  • Реклама по ТВ и на радио.
  • Печатная реклама – в изданиях или раздаточный материал (буклеты, флаеры, листовки).
  • Наружная реклама – билборд, ситилайт, штендер

Советы:

  • тестируйте одновременно несколько рекламных каналов, а не вкладывайте много денег в один;
  • для аккаунтов в социальных сетях наймите специального человека;
  • заранее продумайте программы бонусов для постоянных клиентов.

Окупаемость салона красоты

окупаемость салона красоты

Как открыть салон и не прогореть?

Предварительно оцените прибыль бизнеса:

  • подсчитайте доход по одному мастеру. Средний чек умножьте на среднее количество обслуженных клиентов и количество часов работы. От полученного числа вычтите зп мастера;
  • затем суммируйте такие расчеты по всем мастерам и отнимите от суммы расходы салона.

Обязательное условие окупаемости – корректно рассчитанная экономика, как предварительная, так и по ходу работы. Чтобы небольшая студия окупилась, требуется обычно от 6-ти до 10-ти месяцев. У заведений бизнес-класса срок составляет 1-2 года.

Какую типичную ошибку совершают мастера, решившие открыть собственный салон? Они ориентируются на прибыль в кассе и не ведут расходный учет. В результате, если деньги есть, владелец платит аренду и заработные платы сотрудникам, закупает расходный материал. Но при отсутствии регулярного учета, в течение одного из следующих месяцев денег на все расходы не остается. По статистике невозможность выплатить аренду – наиболее популярная причина прогорания студий красоты. Рекомендация опытных предпринимателей – отложить средства на уплату аренды с расчетом на год.

Как быть на шаг впереди конкурентов

Для успешной работы салона красоты нужно знать клиента, быть внимательным и формировать персонализированное отношение. Важно разбираться в бизнес-процессах, собирать и анализировать статистику, уметь принимать решения. Друг и помощник в этом – CRM-система:

  • Помогает понять, что происходит у вас в бизнесе, запланировать результат и прийти к нему.
  • Собирает и хранит максимально полную информацию о посетителе, помогает увеличить лояльность постоянных клиентов и привлечь новых.
  • Проводит работу над ошибками и помогает повысить качество обслуживания.
  • Быстро и без ошибок считает зарплату сотрудникам.
  • Контролирует расходы и помогает их минимизировать.

Чтобы обеспечить прибыльность вашему салону, взвесьте необходимость инвестиций в СРМ-систему еще на этапе создания бизнес-плана.

на шаг впереди конкурентов
connect-buttonПодключитьсяgearSmallgearBig
logo